Александр Матвеев:

«Вызнавание характеров Александром Матвеевом» - статья была написана и опубликована в Киеве в 2009 году, как отзыв на мою первую книгу прозы «Люди из ниоткуда».

В тот время я познакомился с главным редактором «Вечерний Киев» Александром Балабко, с которым сложились тёплые, дружеские отношения и эта дружба продолжается.

Журналист, писатель, поэт, лауреат многих литературных и песенных премий Александр Васильевич всегда удивляет меня своим оптимизмом. А его книги об известных украинцах, которые жили за границей своей Родины, очень любят на Украине, да и не только. Песни на стихи Александра Балабко звучат в исполнении многих известных украинских артистов.

Для меня было очень важно услышать мнение профессионального журналиста и писателя о моей первой книге прозы и я безмерно благодарен моему другу за то, что он меня в то время поддержал.

Затем были другие рецензии Александра Балабко на мои поэтические и прозаические сборники. 

Слева направо: Александр Балабко, Александр Матвеев

 


АЛЕКСАНДР БАЛАБКО. «ВЫЗНАВАНИЕ ХАРАКТЕРОВ» АЛЕКСАНДРОМ МАТВЕЕВЫМ

Итак, известный  в России и Украине поэт и переводчик, автор многих песен Александр Матвеев предстал перед читателем в качестве прозаика. Название книги «Люди из ниоткуда» у мене сразу же ассоциировалось со «Странными людьми» Василия Шукшина, любимого моего русского прозаика, фильмам и  ролям которого я даже посвятил свою дипломную работу на факультете журналистики Киевского университета имени Тараса Шевченко в середине семидесятых годов. А аналогия эта оказалась неслучайной: прозаик Матвеев оказался достойным продолжателем Шукшинской, а если обратиться к русской классике – Чеховской - традиции. Помните, в Шукшинской «Калине красной» лейтмотивом стала песня, где есть такие слова: «Калина красная, калина вызрела, я у залёточки характер вызнала». Вот именно «вызнаванием» различных характеров, судеб и занимается в своих произведениях Александр Матвеев. Надо сказать, что его личная судьба распорядилась таким образом, что он прекрасно знает и сельский быт, и морское дело, и как рыба в воде чувствует себя на различных дипломатических приемах, на переговорах с иностранными партнерами за рубежом, и в среде литературной и артистической богемы. Кстати, говорят, эти качества были присущи истинным русским дворянам, которые должны были уметь все – защищать Родину, пахать землю, стряпать и т.д. Но Александр Иванович не из дворян, он, как говорят, с глубинки, с провинции, из украинского села Долочье, что на границе Волыни и Подолья. Вот как раз с милыми его сердцу земляками, с их житьем-бытьем и знакомит нас автор в первом разделе книги. Ему очень дороги и старик Степан Кадевецкий, который не просто живет на земле, а рассуждает о звездах, об иных мирах, куда за много лет столько переселилось народу из его родного села. Хотя и впервые он встретил рассвет перед смертью; хотя жена его, Нюра, тоже солнце встречала в поле, и не на небо смотрела, а в землю, - все же, не зря они прожили свою жизнь, найдя в ней и смысл, и значение. В каждом рассказе присутствует какая-то загадка, какая-то чертовщинка, что-то необычное в жизни, казалось бы, обычных людей. Хотя часом их жизнь скучна и сера, но что-то происходит вдруг, и читатель с любопытством наблюдает – что же будет дальше?


 Углубляясь в  мир Матвеевских героев, с удивлением отмечаешь, что ты всем сердцем и душой веришь в необычные способности Блаженного Кирилла ходить по водной глади, не намочив  ног (правда, когда исчезли в округе болота, то и Кирилл исчез); в то, что героиня новеллы «Брошенная», пережившая остывание чувств к мужу, наслаждение одиночеством, в конце концов, влюбляется в молодого мужчину, и они  счастливы; что надоевшая певица Верка Квасючка – не иначе как ведьма, которая летает к бизнесмену Пузырю через трубу. И, конечно же вряд ли кто, особенно мужчины, усомниться в уникальных способностях Ивана Голощекина видеть молодых женщин абсолютно голыми. Интересно, что эти его способности не распространяются на старух и на мужчин. К тому же Ивану хочется испытывать такие его способности только на женщинах красивых, ведь на молодую, но рябую Матрену он «даже и не взглянул». А виной то всему, оказывается, - колдовство, которое напустила на Ивана «живая Валька, которая обернулась живой вороной». Этим удивительным, неповторимым юмором исполнены почти все житейские истории Матвеева. Кстати, изъясняется он не  как столичный литератор, а как истинный деревенский житель, которому, скажем, важно не  просто назвать фамилию односельчанина. Вот и возникают у Матвеева «Нина Ходунова, что у шоссе живет», «дальняя родственница Катерина Подайрук, мать Саши, жены Володи Кубасова», «Андрон, что через три хаты живет» и т.д. Этим автор демонстрирует недоуменному городскому читателю (мол, зачем такая детализация, не достаточно было бы фамилии или имени),  что это у вас в городе нет разницы, а в деревне как раз меня поймут с полслова.
Мучительные поиски смысла жизни – вот что объединяет многих Матвеевских героев. Кто мы есть, зачем живем, зачем появились на свет? Важна для автора и память поколений, память рода. Матвеев беспощаден по отношению к Иванам, не помнящим родства, да и вообще к никчемным людям. От сельских мудрецов, чудиков и почти сказочных героев автор книги постепенно подводит читателя к восприятию современного мира дикого капитализма, мира наживы и алчности. И тогда вроде партнеры по бизнесу напоминают пауков, которые готовы напасть не только на осу или муху, а и друг на друга, что в результате и происходит («Пауки»). А другая пара дельцов – Клим и Алла – посчитали, что стали властителями мира, ан, нет – и на их долю нашлась бомба в самолете («Бизнес наизнанку»). Густыми красками, в гротесковой манере изображает писатель Романа и Франческу (помните романтический фильм о любви с таким названием, который вышел на экраны в начале 60-х?), но тут не любовь, а лишь пародия на нее. А следующий  персонаж из мира бизнеса - Витя Виторзан. Кто он? Да просто пустой человек, к тому же и нечист на руку. Не то, чтобы очень воровал, а, как писал Василий Шукшин, приворовывал («Коготок»). Живы, ой живы еще у нас сатирические Шукшинские герои! Только, по Матвееву, они профессии сегодня сменили и вместо мешков с картошкой с колхозного поля или дефицитных покрышек на первый план вышли махинации в сфере приватизации, с  векселями и пр. К сожалению, сущность человека за последние триста лет изменилась мало. Рядом с теми, кому утерянную память может вернуть прекрасный романс Алябьева («Люди из ниоткуда») живут на земле, как пишет Матвеев, и воришки, и идиоты, и завистники. А я еще добавлю – и графоманы, которых немало в литературной среде, о чем в этой книге представлен целый цикл рассказов. Тут Александр Матвеев тоже не жалеет сатирических красок в духе Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Можете себе представить, чтобы в день юбилея писателя в его кабинет вдруг вошла натуральная Свинья, а за ней – Петух, а потом чинно прошествовала Гусыня? И все другие литераторы вдруг превратились в животных («Юбилей»). Просто так автору, да и нам, читателям, легче угадывать кто есть кто. Ведь, в сущности, в какие бы ты одежды не рядился и какие позы не принимал, если ты свинья, то ей и останешься. Правда, земляков-сельчан из рассказа «Зависть» автор пожалел, не превратил их в животных. Но он наделяет одного из них, у которого стихи явно хуже, чем у коллеги, такой характеристикой, что и превращать не надо: «Голова у поэта сделалась еще больше, как будто пухла от внутреннего напряжения». А как вам нравится бизнесмен Максаков («Ромка»), который, оказывается, «подсел на иглу творчества»?


Признаться, больше нравится мне Матвеев-лирик (может, потому, что его юмористические и сатирические вещи для меня вновь), когда он пишет о несбывшейся сказке с участием известной певицы («Певица»), когда престарелый профессор, испытав седину в бороде, а беса – в ребре, в трагические минуты понимает, что его любила только его жена и восклицает: «Неужели  я мог расстаться с этой женщиной?» И особенно трогательны в книге невымышленные истории из жизни большого артиста, которого благодаря телевидению знала вся страна, - Виктора Ивановича Балашова. Вообще «Комильфо» и «Запонки» в этой книге стоят особняком. Наверняка здесь нет ничего вымышленного, иначе бы Балашов, друг Матвеева (я это знаю точно) не позволил бы упоминать свою фамилию. Но это нисколько не умаляет уровень этих рассказов. Ведь очень трудно, имея перед собой реальную историю, перевоплотиться в Балашова, чувствовать, как он, страдать как он, потеряв любимую девушку, волноваться, как он, перед концертом в поисках таких необходимых для душевного комфорта запонок… Но с этим писатель Александр Матвеев справился на отлично.


Закрыв последнюю страницу этой книги, я подумал, - что же было особенно примечательным во время чтения? И нашел ответ: ни один рассказ или новеллу я, начав читать, не перелистывал до конца, чтобы проверить – сколько страниц еще осталось. Не знаю, как у кого, а у меня так бывает – когда вещь скучноватая, увлекает мало, или очень сложная, надо долго вчитываться, я проверяю, сколько страниц еще осталось. Или продолжить, или оставит на потом, оставив закладку… А в этот раз закладка вообще не понадобилась. И еще  – некоторые авторы не знают, когда уже надо поставить точку в рассказе или повести. Поэтому произведения имеют несколько логических окончаний. Вроде уже все ясно, сюжет исчерпан, но нет, автор снова нас заставляет ходить по кругу. У Матвеева я подобного ни разу не почувствовал. Привлекает также афористичность его прозы. Скажем, вместо длинного описания взаимоотношений супружеской пары, климата в семье лишь одна фраза: «живут как голубки, воркующие у весенних нечистых луж». И все становиться ясно! И еще – «жизнь казалась скучнее вчерашнего прокисшего борща»…

В, общем, хочется поздравить Александра Матвеева с очередной творческой удачей, с первой книгой прозы. Это как раз тот случай, когда первый блин не вышел комом.

Александр БАЛАБКО,
писатель, журналист, лауреат премии имени Ивана Франко.
Киев.